Евгений Уткин: «Мои друзья в России нам завидуют»
В 1990 году Евгений Уткин основал первую в постсоветском пространстве IT-компанию «Квазар-Микро». Сейчас он президент hi-tech-холдинга КМ Core, в портфеле которого есть и стартапы, и зрелые компании. Также Уткин активно продвигает украинскую культуру в Украине и Европе, развивает образовательные и культурные проекты: фестиваль современного искусства «Гоголь fest», джазовый фестиваль Jazz in Kiev, Дом образования и культуры «Мастер Класс».
В интервью «Пятому каналу» предприниматель рассказал, можно ли организовать управление Украиной на смартфоне, как долго он будет считать Зеленского президентом с большой буквы «П», и почему украинские специалисты и таланты не могут реализовать себя на полную.
«iForum – полный трэш»
Я занимаюсь технологиями уже 40 с чем-то лет. Для меня это мероприятие под названием iForum – полный трэш, потому что iForum – это для поколения, которое выросло с этим интерфейсом, выросло в смартфоне. Это поколение, которое не думает, как я: «Куда электрон бежит, какие триггеры срабатывают, какие реестры, где это все хранится, какая инфраструктура за этим, сколько транзисторов на одном кристалле». Они не думают, а просто используют этот интерфейс.
Этот язык, «чуваки» – это лайт-версия того, о чём говорят спикеры. Когда я слушаю спикеров на этом форуме, мне кажется это не очень интеллигентным.
Государство в смартфоне
Конечно, государство должно быть в айфоне. Я не хочу знать, кто такой президент. Я не хочу ни с кем договариваться. Я хочу платить налоги, сидя дома, не стоя ни в каких очередях.
Я не хочу знать, что такое таможня. У меня здесь заводы, и я не могу экспортировать куда-то. Потому что на каждую партию товара я должен получить какую-то сертификацию. Потому что все обложено бюрократией. Я поддерживаю в этом плане Зеленского: не должно быть этих людей. Должен быть смартфон.
Нереализованный потенциал
У нас есть очень сильные IT-специалисты, менеджеры. Допустим, выступал [на iForum] парень (Михаил Фёдоров), который делал выборную кампанию для Зеленского, технологическую часть. Это человек, который может быть вице-президентом любого Google, Apple и Amazon.
Я знаю: таких людей у нас здесь десятки. Эти люди не работают на Украину так, как они могли бы работать. Потому что у нас в Украине нет ни одной украинской компании, которая была бы каких-то нормальных размеров. Вот SoftServe подбирается к этому. В основном все работают на кого-то там.
Точно так же – в искусстве. У нас есть современные композиторы, современные художники. Искусство у нас сейчас реально мирового масштаба. Но нет ни одного нормального зала, где это все прозвучало бы.
Ещё никто в мире не сделал таких больших проектов, где бы стартапы, инновации, технологии и искусство были в одном пространстве. А мы можем это сделать. И это будет разрыв.
Расставание с иерархией
Проблема и предыдущего президента, и наших всех, что у них отсутствуют уши. Весь мир уже поменялся. В социуме уже нет иерархии. Посредники – ассоциации, прослойки, помощники, консультанты - это всё уходит. Это будет длиться какие-то годы, но это всё уйдет. И очень важно прямое общение и вовлечение. Я хочу, чтобы меня услышали.
Наша скорость жизни огромная. С каждым годом мы все больше ускоряемся. Мир стал глобальным. И институты уже не так эффективно работают. Допустим, как царь, как церковь. Она работает не так эффективно, как было раньше.
Сегодня разрушение иерархии, которое началось сначала в искусстве, потом перешло на общество, приводит к тому, что наши встроенные GPS-навигаторы не показывают, куда идти. Компасов нет.
Куда идти? Если спросить сейчас обычного человека, любого из этой элиты, из этих 25%, про суть, про то, что есть главное, то очень немногие люди смогут ответить на этот вопрос.
Нет точек опоры и нет маяков, на которые нужно равняться. Термин «моральный авторитет» очень сильно девальвировался. Я для себя могу назвать только одного – Борис Гудзяк (президент львовского Украинского католического университета, епископ епархии святого Владимира Великого в Париже). Он человек планетарного масштаба.
Социальные сети
Есть мирные атомы, а есть немирные атомы. Точно так же, все соцсети можно использовать так, а можно совершенно иначе. Мы видим, как это использует Россия. Во-первых, вся эта война началась, война в голове… и эти технологии помогают им войну выигрывать. И они наделали много плохого.
Рецепт очень простой: когда ты регистрируешься в Сети, ты можешь иметь только один аккаунт, привязанный конкретно к тебе. Есть искусственный интеллект и различный набор верификаций, который говорит: вот есть настоящий человек, это не бот. И уйдут эти фейки. Человечество обязательно к этому придёт.
Есть мирные атомы, а есть немирные атомы. Точно так же все соцсети можно использовать так, а можно совершенно иначе.
О президенте Зеленском
Если говорить о нынешнем президенте, то у меня отношение к нему такое: 100 дней есть, и для меня это человек с большой буквы «П». А дальше посмотрим. Предыдущий президент для меня был президентом первые 2,5 года, и я за него не голосовал (за Петра Алексеевича Порошенко), ни в этот раз, ни в прошлый, но для меня это был президент. Потому что мы строим страну.
Вторичность технологий
Технологии – это вторично. Куда мы идём? Мне кажется, что у нас сегодня есть шанс. Весь мир, не только у нас эти проблемы. Много всяких примеров – это шторм, непогода. А мы играем в футбол, мы дворовая команда, Украина. А там есть какая-то высшая лига. И у нас, благодаря этой непогоде, есть возможность выиграть.
Перспектива
Я понимаю, куда мы идём. Мы идем к той модели, где человек является самой главной ценностью. Мои друзья в России нам завидуют, потому что здесь есть кислород, есть какие-то изменения. А там всё укатано в асфальт.
Украине как государству, как стране, не хватает масштабов. Мы все замкнуты. Если вы посмотрите на дискурс, который происходит вокруг – это всё о какой-то песочнице (детской, не регуляторной).
Источник: coinspot.io