«Блокчейн и право»: особенности курсов МГИМО по регулированию блокчейна
Этой осенью в России появились курсы повышения квалификации для юристов в сфере блокчейна. Они заработали на базе Центра цифровой экономики и финансовых инноваций при Московском государственном институте международных отношений Министерства иностранных дел РФ (МГИМО МИД России).
Введение блокчейна в правовое поле — одна из главных задач этих курсов. Что они собой представляют, как проходит разработка законодательной базы для новой технологии, и какие темы стали ключевыми, корреспонденту Bits.media рассказала руководитель рабочей группы Государственной Думы РФ по оценкам риска оборота криптовалют, Элина Сидоренко.
Bits.media: Элина, расскажите о концепции курсов повышения квалификации для юристов в сфере блокчейна.
Элина Сидоренко: Программа курсов рассчитана на пять дней обучения. Они включают четыре направления: сервисный блокчейн, смарт-контракты, криптовалюты и ICO. Мы рассматриваем эти направления в рамках существующего законодательства и тех изменений в нем, которые могут произойти в скором времени. В завершении курса слушатели защищают собственные проекты, которые представляют собой модели правового регулирования ICO, майнинга и криптовалюты. После слушатели получают диплом о повышении квалификации государственного образца. Курсы собирают большое количество слушателей, сейчас обучение проходит семьдесят человек. В основном, это работники банковского сектора и люди, проводящие ICO. Но есть и те, кто просто интересуется юридическими вопросами блокчейна на уровне консалтинговой деятельности.
B.M.: В чем особенность курсов?
Э.С.: Курсы — это единственная площадка в стране, на которой происходит диалог криптобизнеса и государственной власти. Например, на первом курсе в сентябре присутствовали депутат Государственной Думы Андрей Луговой и директор Юридического департамента Центрального банка Алексей Гузнов.
Второй курс по криптовалютам открыл статс-секретарь Федеральной службы по финансовому мониторингу Павел Ливадный. Сейчас спикерами выступают представители Следственного Комитета РФ и Генеральной прокуратуры РФ.
B.M.: Уделяется ли на курсах внимание налогообложению в сфере блокчейна?
Э.С.: Конечно. К нашим дискуссиям присоединились представители Федеральной налоговой службы. Буквально на днях прошёл круглый стол, где эксперты обсудили вопросы налогообложения в сфере блокчейн-технологий.
В качестве гостей и спикеров присутствовали представители финансового права, банковского и уголовного. Это был очень интересный диалог, в котором эксперты затронули вопросы кооператива LavkaLavka и обозначили проблемы в части регламентации налогообложения биткоина. Этот диалог станет серьезным обоснованием для выработки в рамках УФНС единой стратегии налогообложения криптовалюты и ICO. Многие спикеры и слушатели сошлись в выводах, что можно совершенно спокойно использовать существующую модель налогообложения. Что касается криптовалюты, лучше использовать только некоторые виды поименованного договора.
B.M.: Какие темы обсуждают на курсах?
Э.С.: На курсах мы стараемся понять, как в существующем правовом поле — российском и международном — следует трактовать финансовые технологии.
Сейчас у людей возникает много вопросов, которые связаны с налогообложением блокчейна, валютой и валютным регулированием. Например, люди хотят понять, каким образом в правовом поле оформить статус токенов, как правильно с экономической точки зрения выстроить модель ICO и как использовать опыт венчурных инвестиций в совершенно новой системе блокчейна. Мы вникаем в вопросы коллективного инвестирования и краудинвестинга. Отдельные дискуссии мы посвятили смарт-контрактам, потому что сейчас непонятно, какой они имеют юридический статус. Также нам важно понять, какие криминологические риски существуют в сферах использования криптовалюты и регулирования ICO.
B.M.: Почему эти темы важны?
Э.С.: Россия и весь мир готовы к внедрению цифровых технологий с научной точки зрения, но не готовы с юридической. Во многом это связано с дефицитом специалистов, которые бы обладали правовыми знаниями в сфере блокчейна. Мы пытаемся восполнить этот пробел, давая на курсах уже состоявшимся юристам правильное понимание новых технологий и ощущение, в каком направлении им следует двигаться. Например, сейчас возрастает интерес некоторых компаний к ICO, по-прежнему к блокчейн-экономике тяготеют IT-сектор и кредитные организации.
B.M.: Какова миссия курсов?
Э.С.: На курсах мы пытаемся разработать свои предложения правового регулирования в сфере блокчейна. Это актуально, потому что власти пытаются создать законодательную базу в области новых технологий. Законодатели ждут от нас конкретных правильных практик, чтобы понять, в каком направлении им следует двигаться.
Источник: bits.media