Что нужно знать о деле против Bitzlato?
18 января министерство юстиции США заявило о приостановке деятельности и аресте основателя зарегистрированной в Гонконге Р2Р-обменной площадки Bitzlato. По заявлению ведомства, проживающий в Китае гражданин России Анатолий Легкодымов (также известный как «Гэндальф» и «Толик»), которого называют «мажоритарным акционером» Bitzlato, был арестован в Майами днем ранее, пишет РБК Крипто.
«Сегодняшняя операция служит четким сигналом: если вы нарушаете наши законы или используете нашу финансовую систему в неблаговидных целях, находясь при этом в Китае, Европе или на тропическом острове — вам придется ответить за свои преступления в американском суде», – заявила заместитель генерального прокурора министерства юстиции США Лиса Монако.
В операции против Bitzlato также участвовали ФБР, прокуратора Нью-Йорка, Европол и правоохранительные органы ряда европейских государств.
Ранее в тот же день в телеграм-канале Bitzlato появилось объявление о взломе и выводе части средств с сервиса. Команда просила пользователей не пополнять аккаунты на время разбирательств, был также заморожен вывод средств. В компании утверждали, что злоумышленникам удалось вывести лишь малую часть средств, а всем пострадавшим гарантировано возмещение ущерба. Связано ли это событие с задержанием руководителя Bitzlato, неизвестно. После объявления минюста США вебсайт сервиса заблокировали французские власти совместно с Европолом и правоохранителями в Испании, Португалии и на Кипре.
Рынок отреагировал на новость легким шоком: курс BTC за несколько минут упал на 4,6%, ETH – на 5%. Очевидно, среди трейдеров свежи воспоминания о «черных лебедях» в криптоиндустрии — крахе биржи FTX в ноябре и аресте предполагаемого разработчика миксера Tornado Cash в августе прошлого года. На этот раз падение не стало ни продолжительным, ни масштабным: известности у Bitzlato на мировом крипторынке гораздо меньше.
Активность пользователя Anatoly Legkodymov на профильном форуме Bitcointalk.org можно проследить с 2011 года. С этого момента обозначаются два направления его интересов — майнинг и обмен криптовалют. Пророчески звучат слова «Гэндальфа»-Легкодымова в мае 2011 года:
«Вообще, идея биржи для биткоина — неприменима. Это утопия, пока биткоин не будет легализован. Любую биржу будут банить банки, платежные системы и т.д.», — писал будущий руководитель Bitzlato.
Майнинговое направление проекта, предположительно, было оформлено в 2015 году как инженерно-консалтинговая компания LGK Power, зарегистрированная в Гонконге и занимающаяся, в том числе, разработкой оборудования для майнинга и строительством дата-центров.
LGK Power упоминается в качестве разработчика ряда криптообменных ботов, запущенных в 2016 году. В 2018 году на волне критики Telegram со стороны российских властей и попыток блокировки соцсети, компания продолжила свою деятельность в виде веб-сервиса под брендом Bitzlato.
По обороту Bitzlato – далеко не самый крупный участник рынка. За 2021 год через площадку прошло чуть менее 25 тыс. биткоинов. Это более $1 млрд, однако лишь 2% от объема операций рухнувшей в 2022 году американской биржи FTX.
Что выделяло Bitzlato на фоне других криптобирж? По данным аналитических компаний, около 20% ее оборота приходили или уходили на адреса известных нелегальных участников рынка (таких, как даркнет-маркет Hydra, финансовая пирамида Finiko, хакеры-вымогатели). А с учетом того, что далеко не все кошельки мошенников помечены как таковые, доля «грязных» денег могла быть еще больше.
В обосновании ареста Анатолия Легкодымова указаны следующие обвинения:
1. Нарушения требований проверки личности клиента (KYC). Многие пользователи Bitzlato работали через учетные записи третьих лиц (так называемых «дропов»). Обвинение приводит сообщения из чатов поддержки и внутренней переписки, из которых следует, что сотрудники площадки знали о нарушениях и не блокировали такие аккаунты;
2. Отсутствие должной проверки транзакций (KYT) по вводу и выводу средств. Обвинение вновь приводит примеры обсуждений с поддержкой о пополнении кошельков и выводе средств с Hydra и других нелегальных схемах;
3. Осведомленность руководства о нарушениях и отсутствие адекватных мер противодействия. В распоряжении правоохранительных органов оказались внутренняя переписка сотрудников и документы, свидетельствующие о том, что руководители, в том числе сам Легкодымов, знали о «грязной» крипте на их площадке, но ради сохранения прибыли не предпринимали серьезных мер по борьбе с ней. К сожалению, опубликованы только выдержки из переписки на английском языке, по которым сложно исчерпывающе судить о контексте;
4. Деятельность Bitzlato распространялась на территорию США. Были выявлены зарегистрированные в США клиенты платформы, свидетельства пополнения со счетов в американских банках, а также запросы к серверам управления площадкой с территории США (где и был арестован Легкодымов).
Прокуроры утверждают, что начиная с 3 мая 2018 года Bitzlato обработала криптотранзакции на сумму $4,58 млрд, при этом значительную долю составляли средства, добытые преступным путем. Крупнейшим контрагентом Bitzlato называют Hydra.
Сейчас власти США намерены полностью прекратить деятельность криптобиржи. В частности, по словам бывшего сотрудника американского Минфина Кари Стайнбауэр (ее цитирует Reuters), в отношении Bitzlato вынесено решение, согласно которому с площадкой больше не смогут сотрудничать американские и иностранные банки. А после того, как финансовые учреждения США откажутся вести бизнес с Bitzlato, другие компании последуют их примеру, уверена экс-чиновник.
Первой пострадавшей стороной стали пользователи Bitzlato, у которых на момент блокировки оставались на платформе средства в криптовалюте. Представители биржи обещают организовать вывод застрявших депозитов в течение нескольких дней, однако техническая возможность этого может быть ограничена в случае, если ее серверы находятся в руках правоохранительных органов.
Второй риск уже для всей криптоиндустрии — эффект домино. Дело в том, что крупнейшим контрагентом Bitzlato была биржа Binance (по сообщениям Bloomberg). Ей могли пользоваться как легальные клиенты, так и мошенники в качестве следующей ступени «отмывания» преступных доходов. Если верить воинственным заявления министерства юстиции США, никто не может чувствовать себя в безопасности.
«Мы будем ловить не только хакеров, мошенников и преступников, пытающихся укрыть свои доходы при помощи криптовалюты. Мы также обрушим всю мощь министерства юстиции на лиц и организации, которые занимаются незаконной деятельностью и помогают киберпреступникам — на таких, как Легкодымов и Bitzlato», — утверждают в ведомстве.
Третий риск касается участников рынка, которых могут обвинить в обходе антироссийских санкций:
«В тот момент, когда Россия (…) стремится обойти санкции и международные ограничения, чтобы иметь возможность пополнять казну (…), мы не потерпим незаконных предприятий, которые помогают России добывать деньги (…)».
В контексте дела Bizlato это заявление звучит весьма натянуто: площадка зарегистрирована в Гонконге, а в качестве ее CEO упоминается Михаил Владимирович Лунев с украинским телефоном и адресом электронной почты. Тем не менее, повышенному вниманию правоохранительных органов США к любому участнику, связанному с Россией, удивляться не стоит.
Источник: cryptocurrency.tech