Что нужно знать о работе спотовых биткоин-ETF?
Регуляторы США после 10 лет отказов впервые одобрили запуск биржевых фондов (ETF), которые напрямую инвестируют в биткоин. Ожидается, что новые фонды, поддерживаемые такими управляющими компаниями, как BlackRock и Fidelity Investments, привлекут к биткоину больше инвесторов (как розничных, так и институциональных) а необходимость приобретения биткоинов как базового актива для акций фондов даст значительный приток капитала для крипторынка, пишет РБК Крипто.
Во многом биткоин-ETF похожи на «золотые» ETF, первые из которых появились в начале 2000-х годов и стали популярным способом инвестировать в драгоценный металл. Вместо того, чтобы покупать физические слитки золота, инвесторы могут приобрести паи такого фонда через своего брокера точно так же, как они покупают любые ценные бумаги или другие активы. Аналогичным образом новые спотовые ETF на биткоин должны упростить процесс инвестирования в криптовалюту. Нет необходимости разбираться с кошельками, запоминать ключи, создавать аккаунт на криптовалютной бирже — можно просто использовать тот же брокерский счет.
Термин «спотовый» означает, что в фонде действительно хранится биткоин, а не какой-то производный инструмент, привязанный к его курсу. Цена акций ETF должна расти и падать в соответствии с колебаниями цены биткоина на криптовалютных рынках.
В 2021 году Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) одобрила несколько ETF, которые позволяют инвестировать во фьючерсы на биткоин, однако годами отказывалась разрешать запуск спотовых ETF. Ведомство придерживалось позиции, что спотовый рынок биткоина в значительной степени подвержен рыночным манипуляциям.
Ситуация изменилась после того, как в 2022 году компания Grayscale — один из будущих эмитентов — подала в суд на SEC, оспаривая отказ в запуске спотовых биткоин-фондов при одобрении фьючерсных и в августе 2023 года выиграла в суде, что затем вынудило SEC разрешить уже спотовые ETF на биткоин.
По сути, спотовые биткоин-ETF — это трасты, которые управляют резервами биткоинов и выпускают акции (паи). Фирмы-маркетмейкеры постоянно покупают и продают акции этих ETF, улавливая крошечные расхождения между актуальной ценой акций и тем, какой должна быть их цена, основанная на стоимости биткоина. Тем самым эти маркетмейкеры помогают ETF отслеживать рыночный курс биткоина.
Некоторые из этих маркетмейкеров также выступают так называемыми уполномоченными участниками («authorized participants») — компаниями, которые помогают следить за тем, чтобы количество доступных акций расширялось и сокращалось в соответствии со спросом инвесторов. Такую роль могут играть и банки. В список уполномоченных участников новых биткоин-ETF входят тяжеловесы финансового рынка Jane Street Capital и Virtu Financial, а также американское брокерское подразделение банка JPMorgan Chase.
Если группа инвесторов скупает акции ETF, заметив рост спроса, авторизованные участники вносят в фонд (траст) денежные средства. В ответ фонд выпускает новые корзины акций и поставляет их уполномоченным участникам. Таким образом расширяется предложение акций ETF. Одновременно фонд пополняет запасы биткоинов, так что пул его биткоинов в управлении растет по мере того, как в него вливаются новые инвесторы.
Когда инвесторы, наоборот, избавляются от акций биткоин-ETF, происходит обратный процесс. Уполномоченные участники несут акции в траст, чтобы выкупить их за деньги, сокращая тем самым предложение этих акций. А фонд уменьшает количество биткоинов у себя в резервах.
Многие из новых ETF вынуждены полагаться на третьих лиц, которые по необходимости осуществляют фактические покупки или продажи биткоинов. Как правило, это торговые фирмы, которые специализируются на покупке и продаже крупных партий криптовалют.
Изначально управляющие биткоин-фондами настаивали на другой модели работы с биткоином. Согласно этой модели, уполномоченные участники должны были передавать в фонд биткоины при создании акций или получать оплату в биткоинах при выкупе акций. Руководители ETF считали, что такая модель проще и эффективнее, чем принятая в итоге модель, при которой создание и выкуп акций осуществляются в денежной форме.
Однако модель выкупа в натуральной форме стала предметом беспокойства регуляторов и камнем преткновения в переговорах между компаниями-эмитентами и SEC в конце 2023 года. Опасения были связаны с тем, что уполномоченные участники являются зарегистрированными брокерами-дилерами на американском фондовом рынке, а законы не позволяют брокерам-дилерам работать с криптовалютами.
К декабрю все управляющие компании, которые планировали запустить спотовые биткоин-ETF, вынуждено перешли на денежную модель, в которой уполномоченным участникам не требуется прикасаться к биткоину. В выигрыше от этого решения оказались фирмы с Уолл-стрит с жестким регулированием (такие как банки), которые теперь с большей вероятностью будут выступать в качестве уполномоченных участников для спотовых биткоин-фондов.
Кроме того, у BlackRock еще с августа 2022 года есть каналы внебиржевой (over-the-counter, OTC) покупки криптовалюты и собственный приватный траст в партнерстве с биржей Coinbase. Аналогичные ресурсы присутствуют и у Fidelity: компания уже несколько лет имеет собственный OTC-деск и криптовалютную платформу Fidelity Crypto.
Компании привлекают потенциальных инвесторов размером комиссий, которые они будут взимать за свои услуги. Комиссия у BlackRock, Fidelity и VanEck составит 0,25%. Компания Invesco, которая подала заявку на создание биткоин-ETF вместе с Galaxy Digital Майка Новограца, заявила, что намерена отказаться от комиссии в размере 0,59% на первые полгода работы фонда. Фонд от компании Valkyrie будет иметь чуть более высокую комиссию — 0,8%. Среди прочих выделяется ETF от Grayscale, который берет комиссию в размере 1,5%, что заметно выше, чем у других участников.
В документации каждого из спотовых биткоин-ETF указана возможность нарушения безопасности в качестве одного из потенциальных рисков процесса работы фондов. Чтобы обеспечить сохранность активов, компании-эмитенты полагаются на сторонних кастодианов, что является стандартной практикой рынка ETF. Например, биржевые фонды на золото обычно сотрудничают с банками, у которых есть хранилища для хранения физического металла.
Большинство новых биткоин-фондов выбрали в качестве кастодиана сервис хранения криптовалюты от крупнейшей в США криптобиржи Coinbase. Когда какой-то из этих фондов приобретает биткоины, монеты отправляются на специальный кошелек под контролем Coinbase. Кастодианы обычно хранят ключи от криптоактивов в так называемом холодном хранилище — в автономной инфраструктуре, не подключенной к интернету, чтобы обеспечить их безопасность. Это цифровой эквивалент золотого хранилища.
Источник: cryptocurrency.tech