Городские легенды о биткоине
Заблуждения продолжают проникать в разговоры о криптовалютах. Большинство из них основаны на слухах и предрассудках, усиленных слабым пониманием вопроса. Обычно биткоин обвиняют в том, что он:
Прежде всего позвольте сказать: все три приведенных выше заявления истинны. Однако необходимо провести более глубокое расследование, чтобы понять, насколько тесно они связаны с биткоином.
1. Биткоин применяется для незаконной деятельности
Пожалуй, это один из самых известных аргументов против криптовалюты. Этому вопросу посвящено множество исследований. Одно из последних — это опубликованная в январе работа «Секс, наркотики и биткоин: вклад криптовалюты в незаконную деятельность» (Sex, Drugs, and Bitcoin: How Much Illegal Activity is Financed Through Cryptocurrency). Ее авторы утверждают, что «нелегальный оборот биткоинов составляет около 72 млрд долларов в год, что по масштабу соответствует европейскому и американскому рынку наркотиков». Учитывая, что на конец 2016 года совокупная капитализация биткоина составляла всего 14 млрд долларов, это очень многое говорит об объемах незаконной деятельности, связанной с криптовалютой.
Без сомнения, на заре своего существования биткоин активно использовался преступниками и прекрасно подходил для даркнета. В 2013 году ФБР закрыло сайт Silk Road (крупнейший на тот момент черный рынок) и конфисковало почти 150 тыс. биткоинов.
«В последние годы (с 2015-го) доля операций с биткоинами, связанная с криминальной деятельностью, сократилась … из-за роста публичного и спекулятивного интереса к криптовалюте» — Секс, наркотики и биткоин: вклад криптовалюты в незаконную деятельность
Однако несколько лет назад наступил переломный момент в принятии и использовании биткоина; авторы работы указывают, что «в последние годы (с 2015-го) доля операций с биткоинами, связанная с криминальной деятельностью, сократилась». Одной из возможных причин этой трансформации стало «появление альтернативных криптовалют, более анонимных и лучше скрывающих деятельность пользователя», другая связана «с повышением публичного и спекулятивного интереса к биткоину».
Другими словами, чем выше интерес к биткоину, тем ниже доля противоправных транзакций — очередная волна энтузиастов находит новые применения для криптовалюты, будь то законные платежи, накопление в инвестиционных целях и др.
«Сама природа наличных денег, в отличие от банковских депозитов, состоит в том, что их почти невозможно отследить. На практике деньги в наших кошельках являются лишь верхушкой монетарного айсберга: основная их масса выведена за пределы экономики, хранится в сейфах и под матрасами, обращается за рубежом и на черном рынке» — Нам не нужны наличные, давайте откажемся от них.
С другой стороны, 24 марта 2015 года экономист Эд Конвей опубликовал статью под названием «Нам не нужны наличные, давайте откажемся от них» (Costs and Benefits to Phasing Out Paper Currency) экономист Кеннет Рогофф отмечает, что в большинстве стран более половины наличных «используется для скрытия транзакций». Анонимность бумажных денег — их неотъемлемая особенность в рамках Стандартной денежной теории, сформулированной Кийотаки и Райтом в 1989 году. Именно она стимулирует использование материальной валюты в незаконной деятельности. В 2013 году 100-долларовые купюры составляли 78% от всех наличных денег в США; только 4% занимали купюры достоинством $10 или менее. Напрашивается вопрос: Когда среднестатистический американец, как законопослушный гражданин, в последний раз использовал 100-долларовую купюру для оплаты чего-либо?
Доля незаконных операций с участием биткоинов сокращается по мере роста и развития криптовалютной экономики, при этом обычные наличные деньги используются для тех же неблаговидных целей. Это стало такой серьезной проблемой, что «регуляторы начинают собирать информацию о том, кто и сколько наличных хранит у себя дома и в банковских сейфах».
Исследования показывают, что почти 48% операций с биткоинами связаны с незаконной деятельностью, однако то же самое можно сказать о наличных деньгах. Экономист Кеннет Рогофф подчеркивает, что в большинстве стран более половины бумажных денег в используется для тайных платежей. С ростом популярности биткоина процент незаконных операций снижается, в том числе из-за повышения интереса инвесторов и спекулянтов. В то же самое время применение наличных денег для сомнительных целей становится все более серьезной проблемой.
Конечно, объемы незаконных транзакций, связанных с биткоинами, вызывают тревогу. Снижение их доли с ростом популярности криптовалюты — благоприятный знак. Однако реальность такова, что незаконная деятельность будет продолжаться независимо от существования биткоина. В данном случае критиковать надо не криптовалюту или наличные деньги, а все вместе, потому что операции с ними трудно отследить.
Выигрывает ли экономика от анонимности подобных сделок — принципиальный вопрос, поскольку в конечном итоге нам придется решать, сохранить ли ее. Интерес к биткоину со стороны преступников обратно пропорционален его популярности и числу альтернативных криптовалют, специализирующихся на конфиденциальности. В таких условиях биткоин вовсе не обязан быть анонимной криптовалютой. В конечном итоге, как отмечают авторы работы «Секс, наркотики и биткоин: вклад криптовалюты в незаконную деятельность», постоянно появляются альтернативные криптовалюты, лучше приспособленные к анонимным и скрытым транзакциям, нежели биткоин.
2. Биткоин ничем не обеспечен
Еще один распространенный миф о биткоине звучит так: криптовалюта ничем не обеспечена. Но то же самое можно сказать и о современной финансовой системе. В 1933 году президент США Франклин Рузвельт ликвидировал золотой стандарт в США (до этого ценность доллара обеспечивалась драгоценным металлом). Но существование золотого или любого другого стандарта было не более чем психологической уловкой — в конце концов, золото почти не имеет практической ценности.
Конечно, можно сказать, что оно хорошо проводит ток и его можно использовать для печатных плат и т. п. С тем же успехом можно заявить, что бумага хорошо горит и ее можно использовать для отопления, так что у наличных денег есть практическое применение и они не нуждаются в поддержке золота. Давайте признаем: подавляющее большинство людей не делают платы из золота и не сжигают деньги, чтобы согреться холодной зимой. Большая часть стоимости золота зависит от спроса и предложения. По транзитивным свойствам значительная часть стоимости валюты, привязанных к доллару, также определяется спросом и предложением. Поэтому, отказавшись от золотого стандарта, США фактически ликвидировали посредника при определении стоимости, сведя весь процесс к чистому спросу и предложению (при этом предложение контролируют власти).
Стоимость биткоина аналогичным образом определяется исключительно спросом и предложением. Поскольку он не регулируется неким центральным органом, никто не контролирует предложение (в отличие от государственных валют). Более того, его капитализация и объем торгов незначительны по сравнению с существующим объемом классических валют — текущая капитализация биткоина слегка превышает 140 млрд долларов, в то время как совокупное предложение всех классических денег (цифровых и наличных) в мире составляет 60 трлн.
Невысокая капитализация биткоина в сочетании с отсутствием централизованного контроля на стороне предложения усугубляет ценовую волатильность криптовалюты.
3. Биткоин не регулируется
Еще один распространенный аргумент против биткоина. Однозначного ответа на вопрос, является ли отсутствие регулирования преимуществом или недостатком, не существует, и сам он выступает причиной напряженных дебатов в криптовалютном сообществе. Однако поскольку отрасль только зарождается, у нас есть возможность включить в нее только необходимые регламенты и нормы, создав более упорядоченную систему.
Делать это следует осторожно: регулирование отражается на всем населении и может сделать многих граждан жертвами обстоятельств. В марте Дональд Трамп подписал закон о повышении торговых тарифов на китайские товары, что привело к значительному увеличению цен на импортные сталь и алюминий. В ответ в апреле Китай принял свои меры, увеличившие стоимость американских товаров, таких как свинина, фрукты и сталь. Теперь весь мир опасается торговой войны, вероятность которой растет с каждым днем. Многие американские компании боятся введения заградительных тарифов на соевые бобы — треть их продаж приходится на КНР.
Сталь, свинина, фрукты и соя — ну и что? Кого волнует, что США больше не смогут продавать соевые бобы в Китай? На самом деле поводов для беспокойства достаточно. Наше общество состоит не из роботов, а из живых людей. Падение продаж напрямую отразится на производителях сои, свинины и фруктов, при этом они никак не смогут повлиять на решения, принимаемые властями — теми же властями, которые регулируют существующую финансовую систему.
То, что некоторая сфера жизни регулируется и подчиняется правилам, вовсе не означает, что она лучше нерегулируемой. Это похоже на новый телефон с кучей предустановленных ненужных приложений, которые невозможно удалить. Они только занимают место и замедляют его работу.
Источник: cryptocurrency.tech