Какие регионы наиболее комфортны для криптобизнеса?
Регулирование криптовалют в мире варьируется от полного запрета на цифровые токены до признания их законным платежным средством. Периодически правительства тех или иных стран принимают законы, вынуждающие криптобизнес мигрировать.
Так, запрет на добычу криптовалюты в 2021 году в Китае вызвал массовый отъезд майнеров из КНР. В 2023 году в связи с ужесточением регулирования в Канаде и США многие биржи прекращают там свою деятельность и перебираются в страны Азии и Европы. Об уходе с рынка Канады уже заявили Binance и Bybit, Coinbase планирует открыть офис в Дублине.
С другой стороны, отдельные регионы принимают четкие нормативные правила для криптоиндустрии, чем тоже привлекают криптофирмы. Гонконг с 1 июня разрешил розничную торговлю цифровыми активами. На местный рынок уже выходят биржи Huobi, Gate.io, OKX и многие другие. В Дубае открывают офисы Gemini и Bybit, Binance там работает с прошлой весны.
Эксперты рассказали «РБК-Крипто» о том, как криптокомпании выбирают юрисдикцию, почему некоторые регионы пользуются особой популярностью, а другие нет.
Вопрос о благоприятности юрисдикции для криптовалютных компаний не такой однозначный и очевидный, говорит член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев. Он пояснил, что благоприятность складывается из большого количества нюансов и не имеет универсального характера.
«Где-то в целом позитивно относятся к криптовалютам, но не приветствуют компании с иностранным участием, в других местах к внешним инвестициям относятся хорошо, но не любят криптовалютные проекты. Поэтому на практике благоприятность нужно определять для конкретного проекта с учетом его целей и особенностей», — рассказал Казанцев.
Кроме того, юрист отметил, что внешнеполитическая обстановка, санкции и ограничения также влияют на благоприятность той или иной юрисдикции.
Эту точку зрения разделяет эксперт образовательной платформы Moscow Digital School Мария Телегина. По ее словам, в вопросе места регистрации надо анализировать различные аспекты и исходя из них выбирать наиболее подходящую юрисдикцию для конкретного бизнеса.
При выборе эксперт считает нужным обратить внимание на географию (где находятся основные контрагенты), уровень регулирования, основной вид криптобизнеса (биржа, майнинг, предоставление посреднических услуг, обменник и т.д.), режим налогообложения и положение государства на геополитической арене.
Любой криптовалютный стартап стремится на первоначальном этапе максимально сократить издержки, в том числе связанные с юридической легализацией своей деятельности, говорит глава InDeFi Smart Bank Сергей Менделеев.
Для криптокомпании (особенно российской) регистрация и лицензии нужны прежде всего для взаимодействия с внешним миром, например, для размещения своих приложений в App Store или Google Play или открытия корпоративных аккаунтов на крупных биржах, пояснил эксперт.
По его словам, важнейшими критериями оказываются три параметра — простота открытия юридического лица (в идеале удаленная регистрация), скорость (в идеале несколько дней) и цена, не превышающая нескольких тысяч долларов. В качестве «вишенки на тортике» может быть наличие в уставе компании прописанной криптовалютной деятельности, особенно в тех юрисдикциях, уточнил эксперт, где получение криптолицензии невозможно либо не обязательно, так как обычно этот процесс требует намного больше времени и затрат, чем сама регистрация.
Именно из-за скорости, простоты и недорогого оформления бизнеса популярны такие регионы, как Грузия или Сейшелы, — эти страны выигрывают в сравнении, например, с Дубаем или Гонконгом, где все немного сложнее, дольше и дороже, рассказал Менделеев.
По его словам, в Европе криптобизнесам, если у их владельцев российские паспорта, не рады, но есть прецеденты, когда компанию регистрируют на номинальных владельцев, имеющих нужное гражданство. И если раньше лидером была Эстония, то сейчас Литва, в меньшей степени — швейцарский Цуг, «а если есть много времени и денег», то и Англия, добавил эксперт.
Наиболее благоприятные юрисдикции — те, которые поддерживают крипторынок, имеют специальное регулирование и как дополнение предоставляют льготный налоговый режим для такого бизнеса, полагает Телегина. Самый очевидный пример такого региона, по ее словам, это Дубай. Кроме того, Арабские Эмираты относительно нейтральны на международном финансовом рынке с точки зрения различных геополитических аспектов, добавила юрист.
Она отметила, что Гонконг, Швейцария и Нидерланды тоже положительно относятся к криптовалютному бизнесу, имеют регулирование, но режим налогообложения в них не такой благоприятный.
Есть страны, которые не против криптовалюты, но на уровне регуляторов предупреждают и бизнес, и потребителей о высоких рисках подобных активов (например, Грузия, Россия), сказала Телегина. Она уточнила, что такие юрисдикции, как правило, выступают против использования криптовалюты на своей территории, в особенности использования в качестве средства платежа.
Некоторые криптобиржи выбирают столицу Ирландии Дублин за то, что страна входит в ЕС, имеет устоявшуюся репутацию финансового и технологического центра и предоставляет выгодный налоговый режим для своих резидентов, добавила Телегина.
По словам Казанцева, Дубай, Гонконг и Грузия все чаще попадают в новости как дружественные к криптовалютам регионы не только и не столько потому, что они как-то особенно благоприятно относятся к криптовалютам, а скорее потому, что они в целом настроены дружелюбно к релоцирующемуся бизнесу, в том числе криптовалютному.
Каких-то особенных преференций в отношении криптовалютных проектов там нет, говорит юрист. Как нет и запретов, препятствующих деятельности криптовалютных компаний. Практика показывает, отсутствие запретов вполне достаточно, чтобы в текущей ситуации привлечь значительное количество компаний, ищущих новое место для работы, добавил Казанцев.
В США ситуация непростая, говорит Менделеев. По его словам, получение криптолицензии там можно сравнить по сложности с открытием полноценного банка.
«А из-за постоянных ужесточений с этого года очень многие криптокомпании покидают Штаты и Канаду, вообще отказываясь от обслуживания клиентов из этих стран, проблем от которых на порядок больше, чем прибыли. Многие вообще закрывают доступ к своим серверам с IP-адресов США», — рассказал эксперт.
США вводят регулирование, но в соответствии с этим регулированием криптовалюта может попадать под различные категории: ценные бумаги, денежные средства, товар, объяснила Телегина. Таким образом, в зависимости от классификации криптовалюты к ней могут применяться разные правовые режимы. А это, в свою очередь, дает некую нестабильность для индустрии, говорит юрист.
Россия, к сожалению, не может похвастаться особой дружелюбностью к криптовалютным компаниям, говорит Казанцев. Он напомнил, что статус криптовалюты у нас все еще до конца не определен, и криптовалютный бизнес фактически находится в серой зоне.
Прямого запрета на криптовалюты у нас нет, но любой, кто попытается заняться криптовалютным бизнесом в сколько-нибудь значимых объемах, рано или поздно столкнется со сложностями в банковской и налоговой сфере, говорит юрист.
Как правило, везде, где легко зарегистрировать криптокомпанию, так же легко вести и бизнес с регуляторами, настроенными на развитие криптосектора в своих странах, говорит Менделеев. В России нет ни одной официально зарегистрированной криптокомпании, так как лицензию не получить и ОКВЭД не прописать, говорит эксперт. По его словам, в лучшем случае это может быть «техническое ООО», на которое снимается офис и через которое платится зарплата сотрудникам и налоги с нее.
По словам Телегиной, Россия не самая привлекательная юрисдикция не только потому, что нет как такового регулирования. Меняющееся мнение регулятора (от полного запрета до возможных трансграничных криптоплатежей) и не самые высокие позиции на геополитической арене (наличие большого количества санкций) также мешают криптокомпаниям развиваться в стране.
Источник: cryptocurrency.tech