Насколько хороша идея диверсификации криптопортфеля?
Пожалуй, самое распространенное заблуждение на криптовалютном рынке — это идея о доминировании биткоина. Оно выражается как доля BTC в совокупной капитализации криптовалют. Отслеживать этот показатель можно на крупных сайтах вроде CoinMarketCap. Хотя сам по себе этот показатель имеет право на существование, проблема в том, что он формирует неправильное представление об устройстве криптовалютного рынка.
Фактическое влияние биткоина гораздо больше и распространяется на весь рынок — это подтвердит любой трейдер, наблюдающий за воздействием первой криптовалюты на остальной портфель.
Сильная положительная корреляция между биткоином и тремя крупнейшими альткоинами
Я провел некоторые сравнения, чтобы увидеть, насколько велико влияние биткоина. Оказалось, что в период с 2016 по 2018 год лайткоин, эфир и Ripple демонстрировали признаки чрезвычайно сильной корреляции с котировками биткоина.
Обычно при анализе корреляции между двумя переменными величинами значения в диапазоне 0,7−1,0 указывают на сильную положительную взаимосвязь; другими словами, одна величина практически неотрывно следует за другой. Например, когда растет биткоин, дорожает и эфир, и наоборот.
В период с 2016 по 2018 год корреляция биткоина с лайткоином составила 0,954, с эфиром — 0,916, с Ripple — 0,836. Следует отметить, что лайткоин и эфир обращаются на Coinbase (пожалуй, самой крупной бирже, поддерживающей пары с традиционными валютами). Вероятно, именно этим объясняется их невероятно высокая корреляция с биткоином — инвесторы открывают и закрывают позиции практически одновременно.
В этом смысле Ripple особенно интересен, поскольку представляет альткоины, обитающие за пределами сферы прямого обмена. Его можно найти только на биржах, которые не поддерживают пары с традиционными валютами. Для покупки пользователям приходится переводить биткоины с площадок вроде Coinbase на криптовалютную биржу, такую как Binance.
С психологической точки зрения этот дополнительный шаг может указывать на более сильное стремление приобрести именно Ripple (в отличие от двух других альткоинов). Например, на Coinbase инвестор может подумать: «А почему бы мне не прикупить немного эфиров и лайткоинов?». Но, поскольку Ripple не доступен на Coinbase, он не сможет приобрести его с такой же легкостью. Для этого необходимо принять не спонтанное, а целенаправленное решение, и перевести средства с Coinbase на биржу, поддерживающую Ripple.
Впрочем, несмотря на все эти сложности корреляция Ripple с биткоином за последние два года составила весьма высокие 0,836.
Скептики могут заявить, что раньше влияние биткоина на цены других криптовалют было гораздо выше, и, заглядывая в 2016 год, я учитываю исторические данные, не имеющие никакого отношения к настоящему моменту, чтобы якобы сеять FUD (страх, сомнение и неуверенность) среди пользователей.
Но я здесь вовсе не для того, чтобы обсуждать преимущества и недостатки альткоинов. Мои выводы основаны на сухой статистике. Ничто не мешает альткоинам в некоторый момент времени отправиться «на Луну», но суть здесь в том, что их цены при этом будут напрямую зависеть от динамики биткоина.
Более того, в настоящее время влияние биткоина на цены других монет возросло. Ниже приведена корреляционная матрица для некоторых ключевых криптовалют на рынке: биткоина, эфира, лайткоина, Ripple, Stellar, Monero и Dash.
В 2016-м корреляция была гораздо ниже. На самом деле, если я правильно помню, Ripple можно было купить только на Gatehub, и только за наличные. При этом здесь не особо приветствовались граждане США (вероятно, поэтому моя регистрация так и не была одобрена).
Все это уже довольно туманно и расплывчато, однако факт в том, что в 2016 году альткоины были связаны с биткоином гораздо слабее. Только лайткоин, Monero и Dash демонстрировали умеренную корреляцию с крупнейшей криптовалютой. По меркам фондового рынка она была достаточно высокой, но если сравнить ее с показателями 2017−2018 годов, значения в диапазоне 0,6−0,7 выглядят довольно низкими.
Бычий рынок
В 2017-м начался очередной бычий тренд на криптовалютном рынке. В результате почти все альткоины превратились в планеты с гигантской звездой в виде биткоина в центре. Корреляции резко подскочили, и только Ripple демонстрировал некоторое сопротивление.
В конце 2017 года Ripple резко отреагировал на взлет стоимости биткоина своим подорожанием. В прошлом году криптовалюта компании, формирующей партнерские отношения со многими финансовыми институтами мира, оказалась умеренно устойчивой к колебаниям биткоина.
Ее конкурент, Stellar, также продемонстрировал независимость — корреляция между двумя альткоинами составила 0,9, что указывает на одинаковое отношение к ним инвесторов. Другими словами, покупатели одинаково верили (или не верили) в Ripple и Stellar.
Крах рынка
В 2018-м тенденция изменилась. На смену ажиотажу пришла осторожность. Однако это нисколько не повлияло на корреляцию между криптовалютами, которая даже возросла. Теперь альткоины падали вслед за биткоином.
В период с января по сентябрь их корреляция с BTC ни разу не упала ниже 0,85. Любопытно, что во время бычьего рынка 2017-го лайткоин и эфир были лидерами по корреляции с биткоином, однако в 2018-м они оказались в числе отстающих. Пока непонятно, связано ли это с тем, что они обращаются на Coinbase, или с какими-то другим факторами.
Исключение
В 2018 году, когда все основные криптовалюты демонстрировали очень сильную корреляцию с биткоином (>0,7), EOS выступил в роли отступника.
В 2017 году, сразу после появления, EOS демонстрировал более тесную связь с котировками биткоина. Кульминацией его ICO, продолжавшегося целый год — с июня 2017-го по июнь 2018-го, — стал запуск основной сети. Несмотря на неоднозначное отношение к проекту, нельзя отрицать, что многие инвесторы заинтересовались EOS и вложили в него свои деньги (всего было привлечено около 4 млрд долларов).
В 2018-м EOS был одной из немногих монет, которая сумела остаться выше цен января. Если бы мне пришлось выяснять причину такого поведения, я бы сказал, что она частично объясняется комбинацией нескольких коррекций биткоина в рамках медвежьего рынка и долгосрочной природой ICO EOS.
На каждый взлет цен биткоина в 2017-м EOS реагировал еще более активным ростом. В апреле 2018-го произошел очередной всплеск котировок, однако он никоим образом не был связан с динамикой биткоина — сказалось приближение сроков окончания ICO и подготовка к запуску основной сети.
Критики могут поспорить с моими выводами и заявить, что весь рост EOS связан с фигурой основателя и лидера Дэна Ларимера. Однако в этом случае аналогичные расхождения должны наблюдаться и у других криптовалют, таких как эфир и Bitcoin Cash, у которых тоже имеются свои лидеры (соответственно, Виталик Бутерин и Роджер Вер).
Но если проанализировать динамику эфира и Bitcoin Cash, можно заметить их высокую корреляцию с ценами биткоина. Тем, кто верит в культ личности основателя, придется объяснить, почему у EOS и Дэна Ларимера он сильнее, чем у других криптовалют.
Выводы
В условиях современного нестабильного рынка никто не знает, какой окажется корреляция криптовалют через год, месяц или даже через неделю.
Главный вывод, пожалуй, состоит в том, что идея о формировании диверсифицированного криптовалютного портфеля для снижения риска совершенно необоснованна. Портфель можно диверсифицировать, например, для повышения его доходности, однако высокие корреляции показывают, что покупка других монет нисколько не снижает его риск — биткоин тянет за собой весь рынок. Хотя я не проводил формальный анализ его влияния, мой личный опыт говорит о том, что на снижение биткоина альткоины часто реагируют более резким и выраженным падением.
В таких условиях диверсификация портфеля для инвестора, не торгующего криптовалютами активно, лишена всякого смысла, особенно если он покупает монеты с капитализацией выше 1 млрд долларов. В первую половину этого года EOS выступал единственным исключением, однако его ICO закончилось, основная сеть работает и подходит пора демонстрировать результаты. Если они окажутся хуже ожиданий, EOS может очень стать еще одной криптовалютой, повторяющей все движения биткоина.
Источник: cryptocurrency.tech