Открытое письмо: Как регулировать криптоактивы
Колумнист портала Media под ником Dr Kontegna опубликовал открытое письмо с рекомендациями, которые помогут оградить криптомир от низкокачественных проектов и мошенничества.
Дорогие финансовые регуляторы,
Пожалуйста, обратите свое внимание на сферу «криптоактивов». Легкий доступ к этому безнадзорному источнику инвестиций приводит к появлению низкокачественных проектов и мошенничеству. Для борьбы с этим мы составили несколько настоятельных рекомендаций, которые вы можете дополнить своими предложениями и принять, наконец, необходимые меры.
Наведите порядок на биржах
Во-первых, начните с полноценного регулирования бирж. Нельзя, чтобы какие-то нормы выполнялись на одних биржах и не выполнялись на других — нормативная база должна быть общей, а иначе она не может существовать и применяться в одной и той же сфере. Существование серых зон — это позор, который наносит ущерб всему регулируемому полю деятельности.
Необходимо, чтобы наши аккаунты были абсолютно надежны и чтобы их безопасность, по возможности, гарантировалась государством. Не должно быть так, чтобы банки отказывались обслуживать регулируемые криптовалютные биржи — то, что это происходит сейчас, по правде сказать, унизительно. Пожалуйста, пресекайте мошеннические схемы накачки и сброса, отследите тех, кто занимается инсайдерской торговлей и посадите их в тюрьму.
Что еще важнее, управляйте биржами как положено, проверяйте активы. Так управляются фондовые рынки, есть строгие нормативные требования, одинаковые для всех ценных бумаг. Пожалуйста, сделайте то же самое с криптоактивами.
Спекуляция псевдокриптоактивами высасывает деньги инвесторов, которые в другой ситуации могли бы поддержать ценный проект. Кроме того, она вводит в заблуждение новичков и в целом отравляет атмосферу на этом рынке.
Определитесь с реальной целью активов
Возможно, вы не знаете, с каких активов начать, и у вас не хватает людей для этой работы. Не беда. Можно, например, создать сайт для приема обращений от инвесторов и заняться в первую очередь оценкой активов, набравших несколько миллионов голосов. После начального ажиотажа эту планку можно будет понизить.
Оценка криптоактивов потребует творческого подхода. Для начала стоит выработать набор критериев, помогающих понять, является ли этот актив действительно «криптовалютным». Посмотрите, в чем заключается его цель. Например, такой критерий как «основан на блокчейн-технологии», совершенно бесполезен. Марсоход, тачка и рулетка — все основаны на колесе, но мы же не объединяем их в одну категорию. На этой стадии можно будет отфильтровать самые позорные и бесполезные активы, такие как Ripple.
Классификация криптоактивов по их предназначению необходима и естественна; это должно стать фундаментальным принципом процесса регулирования. Это лучший способ максимально коротко объяснить суть актива, однако, важно помнить, что с течением времени проект может поменять свою цель, разветвиться или раздробиться.
Например, биткоин (Bitcoin) последовательно использовался в качестве либертарианского манифеста, спекулятивного токена, средства хранения капитала, инструмента хеджирования, способа транзакций (типа платежного средства, но не совсем) и, наконец, удобного актива для третейского хранения. Вскоре с повсеместным распространением Lightning Network он будет использоваться для реальной торговали, и его цель опять поменяется и разветвится.
Еще один пример: Ethereum (или эфир). Ethereum использовали как краудфандинговое средство для его создателей, спекулятивный токен, поле для различных экспериментов и, особенно часто, в качестве платформы для краудфандинговых кампаний других проектов. Недавно он использовался для незарегистрированной азартной игры. Несмотря на бесконечные разговоры, он так ни разу и не был задействован в реальной среде в работающих приложениях для умных контрактов, как это было изначально задумано. Ни одна организация так до сих пор и не использует Ethereum для ведения медицинских записей, международных сделок или в коммерческой логистике.
Даже если речь идет о функционирующей системе, которую можно рассмотреть и изучить со всех сторон, мы не можем сказать, для чего она предназначена. Эта проблема решается, например, если поместить актив в какую-нибудь существующую категорию. Скажем, мы договоримся, что биткоин — это сырье. Отлично, но тогда пусть он там и остается. Если (или когда) актив перерастает эту категорию или переходит в другую, то регуляторы должны будет определить ему новое место. Есть и другое решение — создать новые категории для криптоактивов. На текущий момент эта задача представляется невыполнимой, но на самом деле это будет не так трудно, так как целей у криптоактивов не очень много.
Откажитесь от термина «криптовалюта»
Криптовалюта — это некорректный термин, которые вводит всех в заблуждение. Претендуешь на то, чтобы называться валютой, крипто- или нет? Тогда будь инструментом управления экономикой. Точка. И давайте будем честны. Преданные и убежденные хайекианцы вообще не должны стремиться к допуску на биржу, их должна заботить экономика своей общины, а не курс относительно американского доллара.
Термин «криптовалюта» выставляет криптоэнтузиастов в виде наивных и агрессивных антифиатных заговорщиков. Это вредит всем. Лучшие профессионалы — те, кто мог бы помочь в стратегическом развитии криптосообщества, — не приближаются к этому сектору и на пушечный выстрел. Кто же занимает их место? Жулики и психи, желающие нажиться на ошибках других людей. Почему, как вы думаете, у абсолютно всех криптосервисов все так паршиво с поддержкой клиентов и взаимодействием с пользователями? Высокий спрос? Нет! Спрос был высоким и до всей этой шумихи. Так отчего же? Ну, если по-простому, нам достаются худшие из худших.
Хотя многие экономики мира страдают от коррупции в банковском секторе и сфере платежей, фиатная валюта сама по себе — это не проблема, а ее решение. Те, кто оплакивают утраченный золотой стандарт, пусть вспомнят, что в историческом плане это был очень короткий эксперимент, окончившийся неудачей. Сегодня валюты специально делаются мягкими, это инструменты, управляющие экономикой, они предназначены не для того, чтобы расти, а чтобы постоянно стимулировать людей тратить деньги. Небольшая инфляция — это не проблема, а, на самом деле, идеальное и желаемое положение дел. Гиперинфляция никогда не бывает вызвана экономическими или тем более собственно валютными проблемами, это всегда результат политического краха.
Разумеется, полезные начинания, даже плохо названные, в результате добьются успеха. Биткоин, например, преодолел ту стадию развития, когда его могла уничтожить кучка либертарианцев-эскапистов и малограмотных сторонников теории заговора. Не в первый раз что-то очень ценное появляется в результате гигантской ошибки. Что говорить, так ведь была открыта Америка.
Изучите необходимость в децентрализации
Децентрализация — это хорошее начинание. Но только если речь идет о вещах, которые достойны стать общественным достоянием и преуспеют на этом поприще. Критерии для попадания в эту категорию должны быть очень жесткими: чтобы стать общественным достоянием, система, стоящая за рассматриваемым активом, должна обладать большой базой пользователей и иметь значительную историю поддержки и развития; оценка качества этой структуры должны быть проведена профессиональными экспертами.
Мы же не даем статус природного заповедника любой группе растущих вместе деревьев. Так и тут: необходим четкий критерий, почему именно это приложение должно иметь децентрализованную версию. Например, понятно, почему у базы данных или кредитного рейтинга должны быть децентрализованные, лишенные единого владельца альтернативы, однако в большинстве случаев причины для децентрализации, озвучиваемые при ICO, просто смешны. В любом случае, регуляторам не нужно будет придираться к мелочам, такой фильтр, как размер базы пользователей, сделает за них почти всю работу.
Кстати, общественные достояния должны быть защищены. Ведь ваши коллеги по правительству заботятся о том, чтобы никто не отравил водопровод. Так почему же вы позволяете всяким жуликам портить имидж биткоина и порочить его честное имя? Основное достоинство биткоина — это вера в него людей, с этим шутить нельзя. Не пора ли отправить на Сент-Китс и Невис пару агентов в черном?
«Общественное достояние» — это очень серьезный статус. Прежде, чем выдавать его какой-либо системе, нужно убедиться, что она нуждается в свободно торгуемом активе. Например, создатели платформы для умных контрактов уверяют, что их актив необходим для защиты системы от спама и по другим причинам. Нельзя верить им на слово, даже эти утверждения нуждаются в проверке. Это только начальная стадия, на которой уже можно отсеять большинство мошенников. Следующий вопрос не менее важен: даже если в этом активе есть необходимость, должен ли он также использоваться для спекуляции? Может, лучше регулировать его цену с помощью административных методов? Не все активы в мире оцениваются исключительно за счет торговли на открытом рынке.
Помогите честной токенизации
Токенизация помогает вести надежный учет и управляться с цепочками поставок. Мы используем токены каждый день: ключи, квитанции, счета, билеты и т. д. — все это токены. Криптотокены просто удобнее, надежнее и дешевле, а также, в отличие от нынешних токенов, совместимы друг с другом в глобальном масштабе.
Множество бизнесов может — и должно — быть токенизировано, в конце концов, для этого торгуемые токены и придуманы. Поэтому все, кто хотят, чтобы их токены были допущены на биржу, должны продемонстрировать, как они работают. Действительно ли люди ими пользуются? Действительно ли эти токены полностью отвечают заявленным техническим характеристикам? Формально говоря, токенизация — это процесс замены элементов закрытой базы данных на открытые эквиваленты, которые можно использовать вне исходного хранилища информации. Поэтому, просто попросите основателей показать вам их закрытую базу данных, ту, что предназначена только для внутреннего использования. После этой демонстрации, я уверен, ваше решение будет быстрым. Разумеется, большинство ICO скончаются прямо тут на месте. Им просто-напросто нечего показать.
О, и еще одна важная деталь. Токенизация не должна быть обособленной, это всегда должен быть альянс нескольких проектов.
Постановите, что все ICO без реального продукта — это краудфандинг
Большая категория криптоактивов — это проекты, за которыми не стоит ничего реального, но которые занимаются активным краудфандингом. Когда я говорю «ничего реального», я имею в виду, что в большинстве случаев там даже нет оригинальной идеи. Все в этом мире начинается с нуля, но не все хотят в первый же день продать этот ноль за реальные деньги. А еще они хотят котироваться на регулируемых биржах, особенно после того, как вашими усилиями нерегулируемых не останется.
Подавая запрос о допуске на биржу, эти товарищи по сути просят вас разрешить им не участвовать в конкурентной гонке за «умным капиталом», а просто захапать «деньги глупых инвесторов». Понимаете, насколько это порочная практика? Это часто мотивируется желанием избежать бюрократической проволочки, связанной с привлечением венчурного капитала или IPO, а также экономией денег на юристов, но все это ложь.
Возможно, так обстояли дела во время первых ICO, но теперь вам все равно придется потратить несколько сотен тысяч долларов на маркетинг вашего ICO, что обойдется не дешевле юридических услуг. Поэтому, оценивая эти активы, вы должны стараться ответить на такие вопросы: «Настолько ли это необходимо обществу, чтобы давать такую поблажку? Поможет ли это профинансировать некоторые ценные идеи и команды разработчиков, которые по каким-то причинам не могут привлечь инвестиции с помощью обычных каналов?» Возможно, да, возможно, нет. Чтобы помочь вам с этим разобраться, давайте вспомним, как развивались события в прошлом.
История о том, как все завидовали успеху биткоина
В начале Эпохи великих географических открытий был обнаружен совершенно новый рынок. Люди с деньгами нанимали отчаянных сорвиголов и первопроходцев с таким наказом:
«Плыви туда и найди что-нибудь; привези мне золото».
Это очень напоминает сегодняшний рынок технических описаний для ICO. В большинстве случаев инициатор ICO просто хочет быстро на чем-то нажиться. Он не имеет ни малейшего представления о технологии и обычно лишь смутно представляет себе, какую отрасль предпринимательства он хочет «перевести на блокчейн». Так как он почти никогда не способен объяснить, зачем это нужно, то нанимает составителя технических описаний.
Нет, погодите… Эпоха великих географических открытий — это еще цветочки по сравнению с тем, что происходит сейчас. Приведу вам более точную аналогию. В 1873 году Джеймс Клерк Максвелл свел воедино многие известные физические явления в общую теорию электромагнитного поля. Неожиданно уравнения Максвелла дали возможность совершенно по-новому изучить окружающий мир. Следующие столь же важные открытия, в которых были описаны новые физические взаимодействия, были сделаны десятилетия спустя. И они — слабые и сильные ядерные взаимодействия — не будут использоваться на потребительском уровне еще сотни лет, возможно, дольше.
Теперь представьте себе толпы несчастных предпринимателей конца 1870-х, которые, воодушевившись трудами Максвелла, пытаются нанять новых «открывателей силовых полей» и «писателей научных работ». Они находят их — спрос, подкрепленный деньгами, редко не встречает предложения! Несколько трезвомыслящих людей подходят к делу практично, развивают далее теории Максвелла и приносят в наши дома электричество. Но большинство пытается «переизобрести это» или «изобрести что-то подобное». Разумеется, все тогда было совсем не так, но именно это и происходит все последние годы после создания биткоина.
Куча ICO созданы для того, чтобы «разрушить мировую финансовую систему». Зачем? Вероятно, потому что они считают, будто биткоин имеет отношение к финансам, так как это «пиринговая платежная система». Есть куча «валют», менеджментов активов и даже блокчейн-банкинг. Могу ли я напомнить вам, что прошло уже почти 10 лет, и ни одна из этих технологий еще не используется в реальном бизнесе?
Еще один большой сегмент ICO — это «платформы». Здесь пытаются заново изобрести биткоин по-другому: его хотят сделать «более универсальным» и «исправить все ошибки». Этих товарищей можно сравнить с теми людьми, которые попытались бы переписать уравнения Максвелла. Собственно, эти уравнения и были переписаны, например, с помощью комплексных чисел, благодаря которым они стали лаконичнее и изящней. Ускорило ли это процесс электрификации? Нет, ни на один день.
Технические описания некоторых таких платформ написаны интереснее, чем первоначальный манифест Сатоши, но это естественный ход вещей. У новых авторов есть больше данных для анализа. Разумеется, эти новые платформы проще в использовании, и каждое их поколение превосходит предыдущие, однако с учетом всех обстоятельств, я не уверен, что это так уже хорошо.
Читая все эти описания, я не могу избавиться от ощущения, что их авторы слабо представляют себе, для чего будут использоваться эти платформы. Разумеется, они станут базами для приложений. Но с течением времени возникает все больше сомнений в том, что приложения, сделанные на основе блокчейн-технологии, лучше, чем их нынешние конкуренты.
Блокчейн изменит мир, но не тем, что сделает децентрализованные копии существующих централизованных систем. Мне кажется, что тенденция к децентрализации и «вера в математику, а не в людей» сильно переоценивается.
Блокчейн просто приведет к токенизации, оптимизировав систему экономических расчетов, но не приведет к эволюции социально-политических институтов. Всеобщая совместимая токенизация — это явление, которому сегодня просто нет аналога. Люди начали воспринимать биткоин более абстрактным образом и вместо того, чтобы копировать или улучшать его, попытались придумать, как можно использовать некоторые — не все! — заложенные в него идеи, новые и интересные, которые могут превзойти то, что существует сейчас. Например:
- Токенизированные консенсусные рынки предсказаний (Augur);
- База распределенного хранения данных на основе алгоритма «proof-of contribuition» (Filecoin);
- Токенизация плюс игрофикация, породившая новый вид краудсорсинга (Adtoken);
- Повсеместная токенизация, приводящая к появлению оптимальной логистической цепочки (Sweetbridge).
Конечно, это неполный список, но главное мы упомянули. И у каждого есть свои предпочтения. Однако я хочу привлечь ваше внимание к тому, что многие приложения из этого списка не являются самодостаточными, а основаны на определенной платформе. (Пока что все они базируются на Ethereum, но скоро это изменится.)
Картина вырисовывается безрадостная. В данный момент хороших приложений совсем немного, и все они намного интересней, чем платформа, на которой они основаны. Есть впечатление, что пока токенизация не обрела какие-то реальные очертания, нам и не нужны новые платформы. То есть, создание новых платформ — это преждевременное занятие. Полагаю, что хорошие приложения в итоге покинут свои существующие платформы. Отчасти потому, что этого потребует оптимизация этих самых приложений, но и также из-за нежелания соседствовать с тысячами однотипных проектов, которые с легкостью множатся на Ethereum и других платформах примерно по такому шаблону:
«До нас в течение многих тысячелетий государства и правители устанавливали формальные отношения с религиозными организациями, политическими партиями, коммерческими предприятиями и, позднее, благотворительными организациями. Ранее любая группа лиц, объединенных общей целью, попадала в одну из этих категорий. Но не сейчас. Мы — новая сила, не связанная с прошлым. Мы — самодостаточная криптоэкономика замкнутого цикла. Мы требуем особого отношения, регулирования и даже налогообложения. Мы как „новая страна“. Только для ___ (вставьте название любой области деятельности, например, дантистов). Каждый может стать „гражданином“. Мы построим свой остров в океане, отобрав землю у старых государств. До того мы продадим миллионы наших „паспортов“ (токенов) всем, кто захочет их купить. Мы даже разрешаем вам перепродавать эти паспорта друг другу и задирать их цену. Люди будут покупать эти паспорта, потому что у нас есть блокчейн».
Дорогие финансовые регуляторы,
Мы можем прожить без вашего надзора за биткоинами и другими естественно возникшими активами, которые имеют смысл. Честно говоря, мы бы предпочли вообще с вами не связываться. Мы бы просто работали на внебиржевом рынке, нас вполне устроили бы децентрализованные биржи.
Однако теперь с появлением тысяч ICO, которые ничего не производят, атмосфера в нашем доме оказалась отравленной. Негативные последствия всего этого могут иметь не только общественный характер, но и политический. Сегодня есть очень большая вероятность того, что криптосообщество захлебнется в собственной рвоте, и поэтому нам нужна ваша помощь и как можно скорее.
Источник: cryptocurrency.tech