Что необходимо знать о цифровом рубле?
В России с 1 августа 2023 года начал действовать закон о цифровом рубле, которым закрепляется возможность расчетов этой формой нацвалюты в стране, пишет РБК Крипто.
Теперь российская нацвалюта будет представлена в трех формах — наличной, безналичной и цифровой. Оператором платформы цифрового рубля выступит Банк России, который в июле представил в проекте положения соответствующие правила. Согласно этим правилам, регулятор как оператор площадки цифрового рубля будет взаимодействовать с ее участниками и пользователями.
Россия стала одним из первых крупных государств из тех, кто уже запустил или приблизился к запуску испытаний собственной цифровой национальной валюты (Central Bank digital currency, CBDC). Кроме того, 1 августа в России юридически признали цифровые нацвалюты зарубежных стран.
По данным исследования сервиса безопасности криптовалютных активов «Шард», сейчас 125 центральных банков работают над запуском национальных CBDC. 89 стран — в разработке собственной цифровой валюты, 24 — готовятся к запуску, 10 стран, включая Россию, запускающую пилот цифрового рубля с 1 августа, проводят тестирование, а три — уже запустили.
«Да, мы в числе лидеров, — рассказала в интервью первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова. — Однако слово «гонка» здесь не ключевое. Главное для нас — создание очень надежной платформы и удобных сервисов. Мы двигаемся четко по своей дорожной карте. Да, мы беспрецедентно быстро, за два года, построили нашу платформу и пришли к реальному пилоту. И тут мы остались верны себе. В свое время мы достаточно быстро создали и запустили НСПК и СБП».
Нигерия, Багамские Острова и Ямайка первыми запустили свои CBDC в полноценную эксплуатацию, а Эквадор и Гаити уже отказались от этой идеи, пишут аналитики «Шард». Отказы развивать проект связаны с высокой стоимостью разработки и содержания, а также низкой востребованностью со стороны населения. Эквадор запустил свой проект Dinero Electronico еще в 2014 году, но свернул его, так как инициатива не встретила поддержки ни среди бизнеса, ни среди населения, а количество пользователей не превысило 3% населения страны.
Пилот CBDC уже запущен во Франции (France CBDC), ОАЭ и Саудовской Аравии (Aber), а также в Гане (e-Cedi) и Уругвае (e-Peso). Кроме того, как и Россия, крайне близки к запуску пилота CBDC Израиль, Казахстан, Швеция, Турция, Бразилия и Иран.
Китай стал одним из первых крупных государств, где запустили испытания собственной CBDC — цифрового юаня (e-CNY). В ходе круглого стола «Настоящее и будущее российской цифровой валюты» 21 июля председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что цифровые валюты России и Китая можно будет использовать совместно, в частности, для международных расчетов. По его словам, это может позволить «обеспечить конвертацию двух цифровых валют и использование их в экономическом обороте двух стран».
Согласно опубликованному в начале года отчету Народного Банка Китая, на конец 2022 года в обращении в стране находилось 13,61 млрд e-CNY ($2 млрд), что составляет 0,13% от всей денежной массы, находящейся в обращении в стране. НБК также отмечает в отчете, что с начала обращения цифрового юаня заметных изменений в росте денежной массы не происходило, и ажиотажного спроса на цифровую валюту со стороны населения замечено не было.
«Несмотря на то что цифровой юань активно продвигается государством путем различных мероприятий по стимулированию его использования, вроде лотерей и розыгрышей денежных призов, среди населения он не пользуется популярностью. Не помогли даже зимние Олимпийские игры 2022 года в Пекине, во время которых специально была развернута инфраструктура для розничного использования цифровой валюты», — говорится в исследовании «Шард».
Индийские власти, как и российские, делают ставку на использовании CBDC в трансграничных платежах. Такой вариант применения цифровой валюты внедряется более активно — в начале июля представители индийского центробанка (РБИ) заявили, что ведутся переговоры с 18 странами о запуске международных расчетов в цифровой рупии. При этом на розничную цифровую рупию приходится всего порядка 50 тыс. пользователей, по данным на февраль 2023 года.
«Нежелание населения переходить на CBDC является чуть ли не основным тормозом внедрения технологии в западных странах, и этому вопросу уделяется ключевое внимание в развитии проектов», — пишут авторы исследования. В США сопротивление разработке цифрового доллара оказывается даже со стороны ряда сенаторов, а губернаторы штатов Техас и Майами в мае этого года превентивно запретили его оборот на территории своих штатов. Основная причина — озабоченность по поводу высокой контролируемости и обслуживаемости CBDC со стороны властей. По той же причине в ряде стран Европы, в первую очередь во Франции, проходят митинги против разработки и внедрения цифрового евро.
«Концепция CBDC успела обрасти большим количеством мифов и противоречий, отчасти из-за недостатка информации, отчасти из-за присущего людям консерватизма и опасений по отношению к нововведениям властей», — рассуждает криптоэксперт и автор телеграм-канала GFiS Channel Таисия Романова.
По ее мнению, бесшовные решения по оплате цифровыми рублями «прямо через «Госуслуги» действительно приведут к усилению возможностей контроля за прозрачностью операций. Но для подавляющего большинства пользователей это будет лишь дополнительным аспектом удобства, как и сами «Госуслуги», считает Романова. «Это очень тонкий момент и определенные двойные стандарты, когда люди недовольны фактом контроля, но при этом радуются удобству и остро ощущают его внезапное отсутствие», — рассуждает эксперт, дополняя, что с похожим отношением сталкивались тот же интернет и цифровизация сама по себе.
«Цифрового рубля еще нет, а мифы вокруг него множатся. Если говорить о «тотальной слежке», которой противники цифрового рубля пугают на каждом шагу, то хочется спросить, почему этот вопрос не возникает в отношении безналичных платежей. Мы с вами уже давно живем в цифровом мире, и надо принять это как данность», — заявила в интервью Скоробогатова.
По мнению Таисии Романовой, конкретно для России во внедрении собственной цифровой валюты есть весомое преимущество в контексте внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также для специальных и социальных выплат, бюджетных трат и денежных переводов в труднодоступных регионах.
«Подобные сценарии могут позволить применить технологию на пользу, но, разумеется, они не исключают попытки принудительного перевода на данный вид расчетов, — прогнозирует Романова. — В целом сомневаюсь, что массовое внедрение будет быстрым. В потенциале государству, конечно, было бы выгодно убрать наличное обращение. И с точки зрения расходов на инфраструктуру, и с точки зрения оптимального управления».
При этом «даже при тотальных запретах» криптовалюта как явление все равно продолжит свое существование как дополнительная форма теневой экономики, заключает Романова, и «это власти, разумеется, тоже понимают».
Источник: cryptocurrency.tech